Контакты
an image

Сортамент металлопроката "Линейка-S"

ВИДЕО-ИНСТРУКЦИЯ

КАК ЭТО РАТОТАЕТ

 Увеличить 


Здравствуйте! 
Меня зовут Олег Борисович, я с удавольствием отвечу на Ваши вопросы.

Email: Задать вопрос


Карта сайта

Наши реквизиты

Обратная связь


 

 

 

Основные принципы архитектурной композиции.

                                                      Источник: Архитектура гражданских и промышленных зданий.

Читать предыдущую страницу 8                                                                      Страница 9

«При проектировании и строительстве зданий и сооружений, — говорится в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»,— архитекторы и инженеры должны уделять главное внимание вопросам экономики строительства, созданию наибольших удобств для населения, благоустройству квартир, школ, больниц и других зданий и сооружений, а также озеленению жилых районов и кварталов».

Эти основные требования к проектированию должны учитываться с первых шагов создания проекта архитектурного произведения, его архитектурной композиции.

Композиция внутреннего пространства здания. Композиция внутреннего пространства зданий является основой и началом всякой архитектурной композиции. Действительно, создание пространств, огражденных и защищенных от воздействия стихийных сил — дождя, ветра, холода, палящего солнца и т. н. и рассчитанных на длительное пребывание в них, является основной задачей архитектуры. В таких внутренних пространствах или помещениях зданий человек создает искусственную среду, создает благо приятные условия для труда и быта.

Создавая композицию внутреннего пространства, необходимо учитывать требования удобств, прочности, устойчивости, экономичности и  художественной выразительности здания, которые могут оказать большое влияние на его план. Однако основными в композиции внутреннего пространства остаются требования удобства, вытекающие из назначения здания. Каждое здание бывает предназначено для определенного коллектива людей, объединяемых общими жизненными целями или производственными задачами.

Создавая здание, необходимо прежде всего изучить потребности того коллектива людей, которому здание должно служить, задачи, которым оно должно отвечать. Таким образом, композиция внутреннего пространства имеет глубочайшую связь с назначением архитектурного произведения.

При создании композиции внутреннего пространства здания следует различать в ней главное и второстепенное. В каждой целостной пространственной архитектурной композиции всегда есть один главный доминирующий элемент, в котором заложен смысл всего целого, его основная идея, определяемая   его   назначением.

Главное пространство и композиционное ядро здания. Главным в композиции здания является пространство, в котором выражается смысл здания, его сущность, его назначение. Например, в общественных зданиях — это зрительные или читальные залы и т. п.

С главным пространством теснейшим образом сочетаются связывающие его с внешней средой вестибюли и другие помещения, обслуживающие вход в здание, подходы к главному помещению и образующие входной узел. Как правило, направление движения людей через вестибюль в главное помещение здания определяет направление и положение главной композиционной оси.

Вместе с главным пространством здания основные и вспомогательные помещения образуют композиционное ядро здания.

В тех случаях, когда здание имеет несколько входов, один из них является главным и его связь с главным пространством определяет положение главной композиционной оси здания, проходящей через его композиционное ядро.

Расположение главной композиционной оси здания, вытекающее из его основной композиционной идеи, определяет пространственную взаимосвязь важнейших помещений композиционного ядра; оно является одним из важных элементов архитектурной композиции.

Реальное значение главных и вспомогательных композиционных осей, в зависимости от функциональных процессов, вызывающих движение людских и производственных потоков, определяет характер архитектурной композиции, ее симметричность или асимметричность. Именно соображениями целесообразности и экономичности определяется симметрия в архитектурных сооружениях и комплексах, так как несимметричных   композициях,   строящихся около своего композиционного ядра, длина соединяющих помещения коммуникации, как правило, будет наименьшей и композиция будет наиболее компактной. Вместе с тем существуют виды композиций, не имеющих единого композиционного ядра и состоящих из многих равнозначных элементов, комнат или секций, объединяемых общей системой сообщений — лестницами или коридорами. Подобные композиции строятся около одной или нескольких равнозначных композиционных осей (например, здания гостиниц, общежитий и т. п.).

Таким же образом объединяются в большинстве случаев и вспомогательные помещения в композициях, строящихся вокруг композиционного ядра. Особым видом является анфиладная композиция, в которой все помещения являются проходными и объединяются пересекающей все помещения осью — направлением движения людей. Такая композиция характерна для музеев, где требуется сквозное движение по всем экспозиционным залам. Особенностью композиции музеев является необходимость в замкнутом, кольцевом обходе всех помещений. Анфиладная композиция характерна также для зданий универмагов.

Из указанных основных типов композиций могут создаваться и более сложные — смешанные композиции. Например, здание Дома Советов может иметь композиционное ядро в виде большого отдельно стоящего зала заседаний, связанного непосредственно с главным вестибюлем и, наряду с этим, от того же главного вестибюля отходят длинные коридоры, соединяющие в единое целое большое число рабочих комнат. Кроме основного композиционного ядра, могут быть и вспомогательные композиционные ядра, организуемые на основе малого зала заседаний, читального зала (при библиотеке) и присоединяющихся к ним малых вестибюлей. Таким образом, получается довольно сложная смешанная композиция, строящаяся на основе главной и дополнительных композиционных осей. Композиция внутреннего пространства общественных зданий не может ограничиться разрешением одних только утилитарных задач, — она должна учитывать и идейно-художественную функцию, связанную с назначением здания.

При этом следует учитывать возможность применения в тех случаях, когда это целесообразно, также некоторых новейших тенденций планировки, таких, как возможно большая свобода расположения помещений, их большее объединение между собой и меньшая изолированность, а также возможно большая связь с внешним пространством. Однако все эти новейшие приемы композиции пространства должны быть каждый раз строго обусловлены назначением архитектурного сооружения и не должны наносить ущерб функциональной организации сооружения и требованиям удобства пользования зданием.

Создание пространственной композиции здания — не механический, а творческий процесс, в результате которого отдельные части пространства получают определенный характер, образную выразительность, отражающую всю полноту содержания архитектурного произведения. Соотношения основных измерений внутреннего пространства. Пропорции. Устанавливая размеры отдельных помещений, не следует забывать об их соотношениях, имеющих важное функциональное и художественное значение. Действительно, от пропорций помещений зависит степень равномерности естественного освещения, а также возможность удобного расположения оборудования и создания удобных условий труда и быта.

Как известно, очень глубокие комнаты имеют неудовлетворительную естественную освещенность в глубине помещения. Кроме того, от соотношения сторон помещения в плане и отношения их к высоте зависит впечатление, производимое на находящихся в помещении людей. Помещения могут быть чрезмерно вытянутыми в одном направлении — и неудобными, и некрасивыми; при недостаточном отношении высоты к ширине комнаты потолок будет казаться давящим и вся комната будет производить впечатление, принижающее и подавляющее человека. Наоборот, при излишней высоте помещение будет выглядеть неуютным. Необходима надлежащая мера во всем и ее нарушение в ту или другую сторону производит неблагоприятное впечатление. Целесообразны проверенные столетиями соотношения между сторонами больших залов в плане a/b = 1,414;   3/2 и 5/8.

Разумеется, могут быть и многочисленные другие соотношения между сторонами, в особенности если этого требует функциональная сторона дела — требования удобства. Однако почти всегда можно сочетать требования наибольшего удобства с эстетическими требованиями, в данном случае — с ясностью и красотой соотношений основных измерений помещения.

Выразительные и гармоничные пропорции имеют огромное значение в архитектуре. Они являются одним из важнейших, основных средств архитектурной композиции. Пропорции сообщают наибольшую выразительность соотношениям частей здания. Изыскивая пропорции, отвечающие содержанию архитектуры здания, зодчий выявляет характерные соотношения частей и находит ту «внутренне присущую предмету меру» (К. Маркс), которая является подлинной основой красоты. При проектировании следует всегда помнить о том, что советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. "Привлекательный вид зданий и сооружений должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, а также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества  работ".

Комплексный характер архитектурной композиции. По существу архитектурная композиция носит комплексный характер, т. е. при проектировании приходится решать все стороны вопроса почти одновременно. Так, создавая план здания, нельзя не учитывать, какова может получиться объемная композиция здания, каковы могут быть форма крыши и система отвода дождевой воды, как здание будет связано с участком, с улицей и вообще с окружающим пространством. Создавая интерьер, нужно думать о том, каковы могут быть фасады здания, и наоборот. Вследствие указанных соображений процесс творчества идет циклами. Создав первый эскиз и уяснив себе его положительные стороны и недостатки, необходимо вновь вернуться к плану здания и его пространственной композиции, пытаясь найти лучшее решение и затем снова пройти весь круг вопросов, выяснение которых необходимо для всестороннего выполнения   поставленной   задачи.

Тем не менее, существует определенная целесообразная очередность рассмотрения этих вопросов и в основу архитектурной композиции следует положить прежде всего практические задачи, вызываемые назначением сооружения, — его план и композицию внутреннего пространства. Расположение композиции в пространстве. Ориентировка здания. Композицию здания нельзя создавать вне связи с внешним пространством и при создании главного композиционного ядра, а также при расположении вспомогательных помещений нельзя не учитывать целесообразной ориентировки здания по сторонам горизонта.

Действительно, от правильной ориентировки здания зависит освещенность помещений и степень их нагрева солнечным светом. И на жарком юге, где приходится защищаться от перегрева помещений и искать прохлады, и на холодном севере, где, наоборот, ищут солнца, целесообразная ориентировка здания является одинаково важной.

Важность целесообразной ориентировки зданий отмечалась еще в глубокой древности. Римский теоретик архитектуры Витрувий изложил глубоко " продуманные принципы ориентировки помещений жилого дома в условиях юга. Он рекомендует располагать зимние столовые окнами на зимний закат потому, что они освещаются солнцем в обеденное время. Спальни и библиотеки должны выходить на восток, потому что назначение их требует утреннего света. Летние столовые, требующие прохлады, следует ориентировать на север. На север целесообразно ориентировать также картинные галереи, требующие равномерного освещения.

Жилые комнаты можно ориентировать и на юг, если перед ними устроены террасы с перекрытиями, козырьки или другие солнцезащитные устройства, так как летом солнце ходит высоко над горизонтом и дает под портиком тень, зимою же оно находится низко над горизонтом, светит прямо в окна, освещая и согревая находящиеся за ними помещения. В условиях юга эти указания сохраняют свое значение и в настоящее время. На севере, где нет необходимости заботиться о защите помещений от перегрева солнцем, жилые комнаты лучше всего ориентировать на юг или на восток.

Связь внутреннего и внешнего пространства и внешний облик здания. Композицию внутреннего пространства и план здания невозможно создать в отрыве от объемной композиции.

Ранее указывалось, что без ясного представления о внешнем объеме и о связи внутреннего пространства с внешним не может быть построена целесообразная  композиция  внутреннего  пространства.

Связь внутреннего пространства здания с внешним зависит прежде всего от назначения здания. У жилого дома эта связь будет не такая, как у общественного здания, театр получит иные формы связи, чем вокзал, и т. п. По своему назначению отдельные помещения здания по-разному открываются во внешнее пространство. Одни из них носят более замкнутый характер, будучи предназначены для сосредоточенной и углубленной работы, другие должны быть более открытыми во внешнее пространство и связаны с природой; одни нужно осветить больше, другие меньше и т. д.

В соответствии с природными условиями нередко устраивают одни стороны здания более закрытыми, защищаясь от холодных ветров, другие более открытыми навстречу солнцу и благоприятным ветрам. Вследствие этого дом также получает своеобразный облик.

Большое значение в композиции дома имеет также крыша, в особенности на севере. Высокие крутые крыши, целесообразные по климатическим условиям, придают своеобразный облик дому, создавая впечатление надежного укрытия от стихийных сил, переходящее в эстетическое качество. Внимательное изучение каждого помещения и установление необходимой для него меры замкнутости или открытости имеет огромное значение и для удобства пользования зданием, и для выявления назначения его во внешнем облике.

Действительно, величина и расположение оконных и дверных проемов, как правило, имеют весьма важное значение для выявления характера здания в его внешнем облике.

Ряд примеров современных зданий различного назначения показывает, что сущность здания, его назначение ярко выявляются в его внешнем облике благодаря той или иной степени открытости или замкнутости. Театр представляет почти совершенно замкнутый снаружи объем, так как главное его помещение — зрительный зал — изолируется от дневного света. Открытый характер имеют его главный вход, вестибюль и фойе, в облике которых выражается общественный характер этого здания. В. композиции библиотечных зданий почти глухие, с небольшими щелевидными окнами помещения книгохранилища всегда контрастируют с просторными, открытыми наружу при помощи больших и высоких окон светлыми читальными залами и. просторным вестибюлем, имеющим большой, как бы приглашающий внутрь вход, свойственный всем видам общественных зданий.

Особенно открытый характер композиции имеют все виды парковых сооружений и здания санаториев и домов отдыха, связанные с внешним пространством при помощи больших открытых галерей, лоджий, окон, балконов и т.  и.

Здание, обращенное к солнечной стороне и более замкнутое с севера, будет солнечным, радостным, приветливым и уютным. Этим в значительной мере определяется характер внешнего облика таких зданий, как гостиница, пансионат и т. п.

Общественное здание с открытым, приглашающим входом, обращенным к городской площади, и с выявленным в объемной композиции главным пространством получает облик, отвечающий содержанию. Процесс выявления связи внутреннего пространства с внешним является одним из наиболее ответственных в архитектурной композиции; при этом возникает и ритмическая структура здания, акценты которой, как правило, зависят от размещения интервалов, определяемых расположением отверстий, а в соответствии с этим устанавливается и расположение основных опор.

Отыскивая внутренние закономерности строения создаваемого архитектурного сооружения и выявляя эти закономерности во внешнем облике здания, архитектор в то же время создает основу художественного образа здания, не требующего внешних украшений, так как оно обладает той выразительностью и красотой, которая является внутренне ему присущей, если эти внутренние закономерности правильно найдены и выявлены.

Расположение входов. Важное значение для композиции здания имеет расположение входов. При первом взгляде на здание, каково бы оно ни было, должно быть ясно, где расположен его главный вход, а где вспомогательные  входы.

Характер оформления главного входа и его размеры зависят от значения здания и от важности его входа.

Главный вход можно выделить при помощи средств архитектурной пластики (орнамент, рельеф и т. п.) или же при помощи цвета (поливная керамика, цветная штукатурка и др.). Второстепенные входы должны быть, соответственно, более скромными.

Крупные общественные здания при большом числе посетителей должны иметь перед входом укрытие от дождя и солнца. К тому же переход от свободного, светлого открытого пространства к внутреннему, более темному и ограниченному пространству здания должен быть смягчен посредствующим полузамкнутым пространством.

Что касается выходов, служащих только для разгрузки здания, то их делают снаружи возможно менее заметными, чтобы их нельзя было принять за входы.

Страница 9                                                                      Читать далее Страница 10


 

Новости

10.05.2012:

Пропорции и размеры в архитектуре.

Из истории мировой архитектуры известно, что наиболее цельной и художественно выразительной системой пропорций являются системы, отвечающие закону геометрической прогрессии:

Наиболее ясным и наглядным изображением геометрического ряда чисел является построение, известное из письма греческого математика Эратосфопа к царю Птоломею (см. Д. Барбаро «Комментарий к Витрувию», изд. Академии архитектуры, М. 1938, стр. 284—285). Это построение мы и применяем в дальнейшем в процессе анализа произведений архитектуры.

Геометрический ряд чисел, постепенно и закономерно возрастающих, наиболее соответствует обычно складу всякого архитектурного произведения, в котором более крупные части имеют

10.05.2012:

Пропорции в архитектурном творчистве.

 Ниже рассматриваются вопросы гармонического пропорционирования архитектурных сооружений (на основе доклада автора проф. Б. П. Михайлова, прочитанного в Парижском университете (Сорбонна) 26 мая 1962 г.).

«Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусств, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения,— говорит французский теоретик архитектуры XVIII века Франсуа Блондель, —... 

28.04.2012:

Композиция объёма сдания.

 Изучая назначение проектируемого здания, жизнь и общественные потребности коллектива, для которого оно возводится, архитектор находит также закономерности построения объемной композиции. Но при этом он должен подходить к делу несколько иначе, чем тогда, когда разрабатывал композицию внутреннего пространства здания.

Если в процессе создания композиции интерьеров здания мы рассматривали цели и задачи той группы людей, для которых оно строится, и анализировали отношение друг к другу и участие в общих задачах его отдельных групп, то теперь, уточняя 

28.04.2012:

Основные принципы архитектурной композиции 

Композиция внутреннего пространства здания. Композиция внутреннего пространства зданий является основой и началом всякой архитектурной композиции. Действительно, создание пространств, огражденных и защищенных от воздействия стихийных сил — дождя, ветра, холода, палящего солнца и т. н. и рассчитанных на длительное пребывание в них, является основной задачей архитектуры. В таких внутренних пространствах или помещениях зданий человек создает искусственную среду, создает благо приятные условия для труда и быта.



PR-CY.ru