Контакты
an image

Сортамент металлопроката "Линейка-S"

ВИДЕО-ИНСТРУКЦИЯ

КАК ЭТО РАТОТАЕТ

 Увеличить 


Здравствуйте! 
Меня зовут Олег Борисович, я с удавольствием отвечу на Ваши вопросы.

Email: Задать вопрос


Карта сайта

Наши реквизиты

Обратная связь


 

 

 

Композиция объема здания.

                                                      Источник: Архитектура гражданских и промышленных зданий.

Читать предыдущую страницу 9                                                                      Страница 10

 Изучая назначение проектируемого здания, жизнь и общественные потребности коллектива, для которого оно возводится, архитектор находит также закономерности построения объемной композиции. Но при этом он должен подходить к делу несколько иначе, чем тогда, когда разрабатывал композицию внутреннего пространства здания.

Если в процессе создания композиции интерьеров здания мы рассматривали цели и задачи той группы людей, для которых оно строится, и анализировали отношение друг к другу и участие в общих задачах его отдельных групп, то теперь, уточняя объемную композицию здания, следует рассматривать функции коллектива, для которого возводится здание. Поступая таким образом, мы выявим общественное достоинство здания и его значение в композиции города, а следовательно, создадим основу для выявления характера внешнего облика этого здания. В общем случае для того чтобы здание производило надлежащее впечатление, которого требуют достоинство того дела, для которого оно предназначено, необходимо прежде всего выявить его действительный объем, объединяя отдельные составляющие его части и придавая ему цельность. Без обобщения наружного объема здания оно может выглядеть дробным и  даже   уродливым.

Выявление действительного объема здания в его композиции имеет очень большое значение. Ясность объемной композиции является одной из важнейших черт реализма в архитектуре. В хорошо разработанных композициях зданий их объем усваивается с первого взгляда. В некоторых случаях необходимо учитывать также возможность последующего расширения здания при его развитии в течение последующих десятилетий во избежание его «морального устарения». Особенно это касается промышленных зданий.

Однако для построения объемной композиции здания значение имеют не только внутренние закономерности его построения. Огромное значение для композиции объема здания и его фасадов имеют художественные требования, предъявляемые к нему как элементу города.

Градостроительные требования к архитектурно-художественной композиции. Каждое сооружение, создаваемое человеком, представляет собой часть определенного комплекса зданий — поселения, завода, города и т. п.

Поэтому в задачи архитектурной композиции входит не только создание отдельных построек, но также и планировка и застройка целых комплексов или их частей: кварталов города, площадей, улиц, парков и т. п. Таким образом, объектом архитектурной композиции является все сооружение в целом или комплекс сооружений, а именно, размещение здания (или группы зданий) на территории (генеральный план), распределение отдельных частей внутреннего пространства здания (собственно план здания), наружный облик всего здания и каждого из его фасадов и композиции внутреннего расположения и отделки помещений (интерьеры здания), а также художественная связь архитектуры здания со смежными сооружениями.

Еще в процессе создания композиции внутреннего пространства необходимо выяснить при помощи эскизов объема здания, какова может быть его объемная композиция и связь с городом, частью которого оно должно стать.

Чтобы уяснить себе сущность градостроительных требований к композиции здания, рассмотрим на частном примере, как меняется композиция жилого дома в зависимости от места его расположения в городе. Рассматривая композицию небольшого жилого дома, расположенного в пригороде, мы установим, что он может иметь свободную ориентировку по сторонам горизонта и может быть не подчинен улице, в особенности если он стоит в глубине участка.

Основными композиционными элементами такого дома являются такие органически ему присущие архитектурио-обработанные части, как окна, двери, веранда, крыша и т. п.

Если жилой дом нужно поставить на одной из магистралей города, то его композиция существенно меняется. Прежде всего, он уже не может быть одноэтажным. Его этажность и высота обусловлены величиной и характером города, общим строем улицы, ее значением, а такой дом будет многоквартирным, следовательно, его композиция существенно меняется; она организуется теперь около вертикальных осей, отмеченных входами и лестницами.

Архитектурные формы такого дома в соответствии с композицией всей магистрали, как правило, должны быть более значительными. Его композиция строится либо на основе группировки форм, присущих жилому дому — окон, балконов, либо путем введения эркеров, представляющих собой как бы сгруппированные по вертикальной оси остекленные балконы, образующие крупные архитектурные формы, отвечающие масштабу значительного пространства улицы.

К этому следует прибавить, что шум от движения автотранспорта, отработанные газы и пыль, которыми отличаются обычно городские магистрали, не позволяют раскрыть жилой дом на магистраль при помощи открытых балконов, лоджий и т. п.

Специфический облик жилого дома можно выявить композицией фасадов, выходящих в озелененное внутриквартальное пространство или на второстепенные тихие улицы. Здесь уместны и открытые балконы, и лоджии и нет никакой необходимости группировать и укрупнять архитектурные элементы; наоборот, здесь должна быть сохранена естественная человеческая масштабность и спокойный характер, свойственный жилому дому.

Если жилой дом расположен на городской площади, то, как правило, в зависимости от характера площади композиция его может включать в себя также общественные (например, кинотеатр, библиотеку, кафе, ресторан и т. п.) и торговые помещения или предприятия общественного питания, расположенные в его нижних этажах или самых верхних. Жилой дом, расположенный на площади, обычно еще в большей степени теряет свои специфические черты, преобразуясь в сложный комплекс общественных и жилых помещений. Можно сказать даже, что если площадь имеет важное значение в композиции города, на ней неуместно строить жилые здания.

С другой стороны, здание, занимающее главное господствующее место на значительной площади города, как правило, не может быть жилым. На такое место следует ставить здания крупного общественного значения. Если же мы поставим туда жилое здание, то оно должно будет получить композицию, не свойственную жилому дому.

Таким образом, очевидно, что композиция здания зависит не только от свойственных его внутренней структуре закономерностей, но и от занимаемого места в городе.

Если для общественного здания отведен неподходящий участок — либо слишком значительный, либо слишком удаленный, неудобный и не соответствующий его значению, то и в том, и в другом случае композиция его не может быть естественной, т. е. соответствующей внутренним закономерностям его построения. Чтобы не было таких творческих осложнений, необходимо прежде всего обращать внимание на соответствие назначения здания или сооружения месту его постройки. Совершенно ясно, что при плановом разрешении градостроительных задач, являющемся в нашей стране законом в новых городах и районах, не может быть грубых несоответствий такого рода, и, тем не менее, необходимо самым внимательным образом выбирать участок для постройки проектируемого здания.

Кроме общих вопросов композиции здания, необходимо считаться также с конкретными условиями его расположения на отведенном участке. Таким образом, мы видим, что объемная композиция и внешний облик здания зависят не только от внутренних закономерностей композиционной структуры здания, но и от форм связи его с внешним пространством и его места в композиции города.

В зависимости от назначения здания и его роли в композиции улицы или района города оно должно быть или скромным, или заметным и внушительным.

Средства масштабности. Для выявления характера здания важную роль играют средства масштабности.

Исключительно большое значение для установления масштабного характера здания имеют указатели масштаба, т. е. элементы, величина которых связана с размерами человеческого тела и поэтому понятна человеку с первого взгляда. Такими указателями масштаба являются, например, окна и двери, балюстрады, колоннады, ступени лестниц и т. п. Всегда имеющееся в каждом сооружении противопоставление его больших общих размеров — малым по величине указателям масштабности необходимо сделать возможно более наглядным. С этой целью следует использовать промежуточные по размерам части здания для построения наглядной шкалы размеров, ведущей от малого к большему и выявляющей отношения между целым и его частями.

Используя эти указатели масштабности и соразмерные с ними другие части композиции при помощи избранной системы пропорций, можно выявить видимый масштаб архитектурного сооружения. Средствами масштабности можно не только выявить и сделать наглядными действительные размеры сооружения, но также их зрительно преувеличить или преуменьшить, если в этом есть необходимость. Используя же те или иные оптические иллюзии, можно преувеличить видимые размеры здания, которое должно господствовать над другими, смежными, или же преуменьшить их, если оно, согласно замыслу ансамбля, должно им подчиняться.

Таким образом, масштабность является одним из эффективных средств архитектурной выразительности, используя которое, можно создать (если это нужно) внушительные и величественные здания, не применяя при этом дорогостоящих материалов и не увеличивая размеры и объем здания.

Особенно ясными, наглядными и легко воспринимаемыми становятся масштабные отношения и ярко выявляется естественная масштабность здания в том случае, если все соотношения между частями здания и размерами целого построены на основе единого метрического или ритмического ряда, и как говорилось выше, на основе единой системы пропорций, в основание которой положены наиболее характерные для данного здания соотношения.

Тектоника. Большое значение для выявления сущности здания или сооружения в его внешнем облике и в интерьере имеет его тектоника. Под тектоникой принято понимать художественное выражение прочности и устойчивости сооружений.  Ею в значительной степени определяется мера монументальности и характер облика здания.

Подобно тому как из практических задач архитектуры архитектор извлекает художественные возможности, также и конструктивная основа сооружений используется для целей художественного образного выражения содержания архитектурных произведений.

В процессе создания композиции архитектор устанавливает тектонический характер здания в соответствии с назначением здания, конструктивными требованиями и художественным замыслом. В результате этого он может подчеркнуть или, наоборот, ослабить действительную тектонику здания.

Тектоника всегда связана с конструктивной основой сооружения, но не тождественна ей. Она появляется в результате творческого претворения конструктивных форм, в процессе которого возникают средства художественной образной выразительности, представляющие самостоятельную ценность.

Тектонические средства художественной выразительности могут правдиво отображать материально-конструктивную основу сооружений или же истолковывать ее свободно, как это наблюдается чаще всего в архитектуре западного барокко.

Образное выражение прочности сооружения тектоническими средствами достигается либо усилением видимой крепости несущих частей здания, либо, наоборот, видимым, облегчением нагрузки.

Художественное выражение устойчивости сооружения достигается зрительным увеличением прочности и надежности основания и облегчением выше расположенных частей сооружения.

Наряду с пропорциями тектоника является одним из основных и важнейших средств архитектурной композиции. Используя тектонику сооружения и сообщая ей наибольшую выразительность художественными средствами, архитектор создает реалистическую композицию здания. Такая композиция, как правило, не требует больших затрат на декоративные средства и будет наиболее полно выявлять внутреннюю структуру здания.

О применении декоративных средств. Декоративные средства, такие, как пластика и цвет, помогают прежде всего выявить направление движения человека в архитектурном сооружении. Ранее указывалось, что декоративными средствами следует подчеркивать входы в здание, чтобы человек сразу мог понять, куда ему следует идти. Однако и внутри здания человек правильно и без затруднений находит нужное направление, если важнейшие направления движения по главной и второстепенной осям композиций подчеркнуты цветом или пластикой для привлечения внимания.

Кроме того, декоративные средства, в особенности пластику, применяют для выявления тектоники здания, подчеркивая несущий характер подпор, рам или арок. Особенно важно бывает выявить характер опирания одной части несущей конструкции на другую. Так, с самых отдаленных времен разрабатывались в архитектурных сооружениях пластически выразительные формы опорных частей — баз, капителей и т. п. Недаром в связи с этим французский теоретик архитектор О. Перре говорил: «Архитектура — это искусство, заставляющее звучать точки опоры».

Для выявления функциональной композиции здания и его тектоники, а также для выявления идейного замысла архитектурной композиции используют  также  декоративные  средства.

Для этой цели вполне правомерно применять произведения и изобразительного искусства (скульптурный рельеф, круглую скульптуру и живопись). При этом не следует забывать о том, что форма и содержание произведений искусства должны быть тесно связаны своим общим характером с архитектурной композицией, т. е. должен иметь место синтез искусств, в котором в данном случае архитектуре отводится главная роль. Поскольку декоративные средства являются носителями идейного содержания, весьма важно сделать их наиболее обозримыми, и поэтому их следует помещать преимущественно на больших гладких поверхностях, в контрасте с которыми они воспринимаются наиболее интенсивно или, как говорят, «работают в полную силу».

Создав объемно-пространственную композицию, вытекающую из двоякого назначения сооружения — материального и художественного, установив надлежащую ориентировку и уточнив размещение элементов, связывающих внутренние пространства с внешними, наметив одновременно пропорции всех этих элементов, а также масштабность и ритмическую структуру, отвечающие роли здания и его месту, архитектор тем самым устанавливает художественную специфику, своеобразие его внешнего облика и интерьера.

Общая композиция здания, следовательно, возникает не случайно, а разрабатывается постепенно, органически вытекая из его разностороннего содержания.

Когда здание будет надлежащим образом поставлено и ориентировано и во времени, и в пространстве, необходимо привести всю архитектурную композицию к единству и с этой целью обобщить объемную композицию, а также уточнить все соотношения частей здания друг с другом и с целым.

При этом не могут быть забыты ни индивидуальные утилитарные потребности людей, ни эстетические и градостроительные требования. Архитектурная композиция здания, выражая общественное содержание жизни в нем, должна говорить о наших эстетических идеалах и в известной мере об идейной устремленности нашего общества, нашей эпохи. Созданное таким образом сооружение должно отличаться надежностью, внутренней целесообразностью и всесторонней гармонической связью с потребностями общества, с традициями и бытом народа и с природой.

Страница 10                                                                      Читать далее Страница 11


 

Новости

10.05.2012:

Пропорции и размеры в архитектуре.

Из истории мировой архитектуры известно, что наиболее цельной и художественно выразительной системой пропорций являются системы, отвечающие закону геометрической прогрессии:

Наиболее ясным и наглядным изображением геометрического ряда чисел является построение, известное из письма греческого математика Эратосфопа к царю Птоломею (см. Д. Барбаро «Комментарий к Витрувию», изд. Академии архитектуры, М. 1938, стр. 284—285). Это построение мы и применяем в дальнейшем в процессе анализа произведений архитектуры.

Геометрический ряд чисел, постепенно и закономерно возрастающих, наиболее соответствует обычно складу всякого архитектурного произведения, в котором более крупные части имеют

10.05.2012:

Пропорции в архитектурном творчистве.

 Ниже рассматриваются вопросы гармонического пропорционирования архитектурных сооружений (на основе доклада автора проф. Б. П. Михайлова, прочитанного в Парижском университете (Сорбонна) 26 мая 1962 г.).

«Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусств, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения,— говорит французский теоретик архитектуры XVIII века Франсуа Блондель, —... 

28.04.2012:

Композиция объёма сдания.

 Изучая назначение проектируемого здания, жизнь и общественные потребности коллектива, для которого оно возводится, архитектор находит также закономерности построения объемной композиции. Но при этом он должен подходить к делу несколько иначе, чем тогда, когда разрабатывал композицию внутреннего пространства здания.

Если в процессе создания композиции интерьеров здания мы рассматривали цели и задачи той группы людей, для которых оно строится, и анализировали отношение друг к другу и участие в общих задачах его отдельных групп, то теперь, уточняя 

28.04.2012:

Основные принципы архитектурной композиции 

Композиция внутреннего пространства здания. Композиция внутреннего пространства зданий является основой и началом всякой архитектурной композиции. Действительно, создание пространств, огражденных и защищенных от воздействия стихийных сил — дождя, ветра, холода, палящего солнца и т. н. и рассчитанных на длительное пребывание в них, является основной задачей архитектуры. В таких внутренних пространствах или помещениях зданий человек создает искусственную среду, создает благо приятные условия для труда и быта.



PR-CY.ru