Армирование железобетонных конструкций.
Недостатки армированных железобетонных конструкций
Трудность проверки положения и состояния арматуры после бетонирования конструкции.
Проверка состояния арматуры, заключенной в бетон, может производиться лишь при помощи специальных приемов исследования. В последнее время сделаны удачные попытки производить проверку при помощи рентгеновских установок, а также путем просвечивания бетона радиоактивным кобальтом. В начальной стадии применения находятся ультразвуковые дефектоскопы.
Трудность усиления армированных железобетонных конструкций.
Опыт строительства, в особенности относящийся к периоду восстановления, дает примеры усиления отдельных элементов и целых железобетонных сооружений. Но производстве работ отличается большой сложностью и требует большой затраты сил и средств. С точки зрения возможности усиления железобетонные конструкции значительно уступают стальным, которые легко усиливаются при помощи сварки, и деревянным, которые допускают усиление накладками и коротышами.
Однако опыт восстановления многочисленных железобетонных сооружений после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. показал, что при современном уровне механизации строительных работ и при наличии высокопрочных быстротвердеющих бетонов процесс усиления или восстановления армированных железобетонных конструкций и сооружений значительно упростился.
Большой собственный вес армированных железобетонных конструкций.
Значительный собственный вес обычного железобетона ограничивает величину пролета железобетонных конструкций. Однако в последнее время введение в практику строительства предварительно напрягаемой арматуры и бетона высоких марок, высокопрочных сталей, тонкостенных и ажурных конструкций дает возможность значительно увеличивать перекрываемые пролеты перекрытий. Кроме того, в практику строительства успешно внедряются железобетонные обычные и предварительно напряженные конструкции из легких бетонов.
Большая теплопроводность и звукопроводность.
Для борьбы с этими неблагоприятными особенностями железобетона применяются специальные приемы конструирования стен и перекрытий и используются различные виды изоляций.
Возможность появления трещин.
Трещинообразование может быть вызвано разными причинами.
Трещины могут возникать вследствие перенапряжения материала в результате перегрузки, осадки опор и т. д. В последнем случае трещины от ряда причин могут появиться и в растянутой, и в сжатой зонах сечения. Трещины, указывающие на работу материала на нагрузки, превышающие расчетные, недопустимы, так как могут привести к аварии.
При неудовлетворительном уходе за свежеуложенным бетоном на поверхности могут появиться трещины, вызванные усадкой бетона. Во избежание коррозии арматуры эти трещины должны быть заделаны.
Трещины могут появиться вследствие нарушения сцепления между бетоном и арматурой. Это нарушение может развиться при недостаточном количестве цемента в бетоне, при плохом уплотнении бетона во время укладки, а также при прохождении постоянного тока через арматуру (особенно при сыром бетоне), что может вызвать ее коррозию и в дальнейшем ослабление сил сцепления.
Однако при правильном конструировании, производстве работ и эксплуатации появления трещин обычно удается избежать. Трещиностойкость армированного железобетона значительно повышается при его обжатии предварительно напряженной арматурой.
Недостатки монолитного армированного железобетона.
Монолитный железобетон имеет серьезные недостатки по сравнению со сборным железобетоном: большой расход средств и лесоматериалов на устройство опалубки и подмостей, необходимость выдерживать длительное время забетонированные конструкции в опалубке, затруднения в производстве работ на открытом воздухе при низких температурах и др.
При общей опенке следует отметить, что перечисленные недостатки железобетона как строительного материала незначительны по сравнению с его достоинствами. Большинство этих недостатков может быть полностью или в значительной степени устранено. Поэтому железобетон по. праву является одним из лучших строительных материалов для современного капитального строительства. В решениях исторического XXI съезда КПСС имеются прямые указания о том, что основой современного индустриального строительства должен являться сборный железобетон. Особое внимание при этом должно уделяться наиболее прогрессивным конструкциям массового заводского изготовления из предварительно напряженного железобетона.