Металл в архитектуре.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......... Страница 1
ГЛАВА 1. Металл как конструкционный строительный материал.
Обшая характеристика основных строительных материаллов - Страница 2
Каткий обзор развития металлических конструкций - Страница 3
Конструктивные особенности строительства зданий и сооружений - Страница 4
Металлические конструкции в современном строительстве - Страница 5
Снижение стоимости металлоконструкций - Страница 6
ГЛАВА 2. Металл и Архитектурная форма
Элементы и системы металлических конструкций - Страница 7
Здания и сооружения с жёсткими металлическими конструкциями - Страница 8
Подвесные системы конструкций зданий и сооружений - Страница 9
Система покрытия пространственными конструкциями - Страница 10
Большепролетные сооружения с растянутыми ограждающими поверхностями - Страница 11
Конструктивные формы покрытий поверхностей - Страница 12
Металл, мобильная архитектура и градостроительные прогнозы - Страница 13
ГЛАВА 3. Металл как конструкционно отделочный и декоративно-художественный материал - Страница 14
Металл в наружных ограждениях зданий - Страница 15
Использование металла в остеклении и ограждающих металлоконструкциях - Страница 16
Металл в интерьере - Страница 17
МЕТАЛЛ В МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМАХ, ДЕКОРАТИВНОМ И МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Малые архитектурные формы - Страница 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............
Цель настоящей книги, которая, как и вся серия «Материал в архитектуре», предназначена в основном для архитекторов, — рассказать о главных направлениях применения металла в современной архитектурно-строительной практике и тем самым показать возможности, открываемые металлом перед архитектурным творчеством.
Ограниченный объем книги вынудил автора дать лишь самую сжатую характеристику конструктивных форм, многие из которых только названы, и свести к минимуму число примеров. Отдельные положения для большей наглядности иллюстрированы характерными сооружениями прошлых лет, известными большинству читателей. В изложении материала автор старался не касаться, по возможности, вопросов, связанных с субъективными факторами проектирования, восприятия и эстетической оценки конкретных произведений архитектуры.
Приведенная в начале книги краткая характеристика современных способов обработки металлов и их ассортимента даст читателю минимум сведений, необходимых для ознакомления со специальной литературой по строительным металлам и металлоконструкциям.
В подготовке иллюстративного материала принимали участие сотрудники КиевНИИТИ инж. Л. А. Воробьева и фотографы Г. М. Мосунов, А. И. Ранчуков, Н. М. Шомин. В книге использованы фотографии канд. архитектуры В. П. Дахно, выполненные им в зарубежных поездках. Содействие в сборе материала оказали автору сотрудники института Укрпроектстальконструкция. Автор считает своим долгом выразить всем товарищам, помогавшим ему в работе над книгой, искреннию признательность. Автор выражает глубокую благодарность рецензенту книги канд. архитектуры Ю. С. Лебедеву также канд. архитектуры Д. П. Айрапетову.
Металл как конструкционный строительный материал.
История металла в архитектуре, как и вообще в материальной культуре, начиналась с использования его эстетических свойств. Однако роль металла в архитектурно-строительной практике определилась его прочностными свойствами. Одним из основных строительных материалов сделала металл его способность успешно заменить в строительных конструкциях такие ранее освоенные человеком конструкционные материалы, как дерево, камень, кирпич, бетон. И в современной архитектуре основная масса строительного металла приходится на несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений, а архитектурное формообразование связано в первую очередь с его конструкционными свойствами и возможностями.
Архитектурное освоение металла как конструкционного материала — длительный и сложный исторический процесс. В отличие от других современных конструкционных материалов, как, например, кирпич или железобетон, металл не является специфически строительным материалом. Только на первых порах, в условиях кустарного производства, металл производился и обрабатывался непосредственно для того или иного конкретного сооружения. В современном развитом промышленном производстве возможности применения металла в строительстве и качественные характеристики его как строительного материала определяются общим уровнем развития металлургии.
Потребности архитектурно-строительной практики в свою очередь влияют на металлургическое производство, внося коррективы в ассортимент и номенклатуру металлов и изделий из них. Такое участие архитектора в формировании ассортимента строительных материалов может быть весьма плодотворным. Однако в своей непосредственной проектной деятельности архитектор и конструктор ориентируются на нормализованный ассортимент металлов, на нормализованную номенклатуру металлических полуфабрикатов и изделий, выпускаемых металлургическими предприятиями для различных отраслей народного хозяйства.
Металл и архитектурная форма.
Архитектурная деятельность человека преобразует естественную (природную) материальную среду его существования. Целью и результатом этой деятельности является создание искусственной среды, воплощенной в материально-пространственных архитектурных формах: зданиях, сооружениях, элементах инженерного оборудования и благоустройства, произведениях монументального и декоративного искусства и др.
Чтобы стать частью архитектурной формы, металл, как и любой другой естественный или искусственный материал, подвергается целенаправленной организации в соответствии с социальным -содержанием и функционально-пространственными параметрами архитектурной формы с учетом его физической сущности и природных свойств. «Человек в процессе производства может действовать лишь так, подчеркивал К. Маркс, — как действует сама природа,т. е. может изменять лишь формы веществ. Более того. В самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы».
Металл хорошо поддается архитектурной организации, органично соединяя в себе достоинства других распространенных в строительстве конструкционных материалов. Он режется так же легко, как и дерево, но в отличие от дерева может принимать любую заданную форму. Собираемые из отдельных элементов металлические конструкции являются сборными конструкциями, не уступающими в индустриальности сборному железобетону и даже превосходящими его. Однако в отличие от сборного железобетона элементы металлических конструкций не имеют конструктивной однозначности. Так, железобетонный брус в зависимости от характера армирования может работать только как стойка или только как балка. Прокатный металлический профиль может использоваться как стойка, как балка, как элемент фермы или подвеска. В сочетании с легкостью резки, простотой и надежностью соединений эта универсальность элементов делает металлические конструкции столь же «пластичными» в формообразовании, как кладка из мелкоразмерного кирпича и монолитный бетон.
Все это определило огромное многообразие зданий и сооружений, архитектурная форма которых материализована в металлических конструкциях.